Бюллетень Счетной палаты №10 (Октябрь) 2013 г.

Назад
Назад
1 октября 2013
10 просмотров
Share
My default image

Сумма неиспользованных средств федерального бюджета в Московской области составляла 24,6% от объема субвенций в 2012 году

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты проверки законности и эффективности расходования в 2010 — 2011 годах субвенций Федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в Московской области. Проверка была проведена совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области. За период с 2009 по 2012 год социальная поддержка по обеспечению жильем была предоставлена 1963 ветеранам Великой Отечественной войны, из них в 2012 году — 176 ветеранам. На начало 2013 года в сводном списке ветеранов, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, числилось 178 человек.

Проверка показала, что за этот период расходы муниципальных образований на обеспечение жильем ветеранов ВОВ составили 2,8 млрд руб., или 97,7% объема финансирования из федерального бюджета. При этом, несмотря на наличие очередников из числа ветеранов, на счетах областного бюджета и муниципальных образований образовывались остатки неиспользованных средств федерального бюджета. Так, сумма неиспользованных средств на начало 2013 года составляла 66,1 млн руб., или 24,6% объема поступившей в 2012 году субвенции. Одной из причин образования остатков являлось то, что нераспределенный между муниципальными образованиями в течение финансового года объем субвенции превышал допустимый 5-процентный норматив.

Также по результатам проверки выяснилось, что порядок формирования и ведения сводного списка ветеранов Великой Отечественной войны на обеспечение жилыми помещениями, а также сроки его утверждения нормативными правовыми актами Московской области не определены. В результате формирование сводного списка Министерством строительного комплекса и ЖКХ Московской области осуществлялось при отсутствии расчетов (заявок) от более 1/3 муниципальных образований области. В 2012 и 2013 годах сводные списки утверждались после наступления финансового года. Кроме того, установлены факты, когда при наличии заявок от муниципальных образований ветераны, состоящие на учете в муниципальных образованиях, в сводный список не включались. При этом в него включались лица, утратившие основания для обеспечения жильем по причине смерти или предоставления квартиры в предыдущие периоды.

Кроме этого, Правительством Московской области не разработан единый порядок возмещения муниципальными образованиями стоимости жилья, предоставляемого ветеранам из муниципального фонда за счет средств субвенции из федерального бюджета. В результате муниципальные образования осуществляли бухгалтерские записи, не предусмотренные корреспонденцией счетов бюджетного учета, что в нарушение Инструкции по бюджетному учету привело к искажению отчетов об исполнении консолидированного бюджета Московской области за 2009-2012 годы по доходам и расходом на сумму возмещения стоимости жилых помещений в размере 1,5 млрд руб.

Всего в ходе проведения проверки было выявлено нарушений на общую сумму 1,9 млрд руб., из которых неэффективные расходы составили 415,2 млн руб.

Администрирование средств Фондом социального страхования РФ нуждается в комплексном улучшении

В отчете аудитора Владимира Катренко представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности выполнения Фондом социального страхования РФ функций администратора доходов бюджетной системы (страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; капитализированных платежей; штрафов за нарушения законодательства о государственных внебюджетных фондах).

В отчете отмечается, что Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не совершенен и нуждается в дальнейшей корректировке. В то же время Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устарел и содержит множество пробелов в части администрирования страховых взносов.

Проверка показала, что даже в рамках полномочий одного администратора — ФСС, законодательство не обеспечивает унифицированных подходов к администрированию страховых взносов на разные виды обязательного социального страхования: от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Недостаточно реализованы основополагающие принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в частности, дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска в увязке с экономической заинтересованностью субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда. Страховые тарифы дифференцированы, однако ситуация, когда за счет страховых взносов, начисляемых по низким классам профессионального риска, финансируется страховое обеспечение по высоким классам, вряд ли соответствует принципу экономической заинтересованности страхователей в улучшении условий и повышении безопасности труда (как в отраслевом, так и индивидуальном аспекте). Количество же установленных страхователям скидок крайне мало (они установлены лишь 0,02% от числа зарегистрированных страхователей). Это свидетельствует о том, что страхователю выгоднее платить полный тариф страхового взноса, нежели тратить средства на улучшение условий и безопасность труда.

В ходе проверки было выявлено, что растет недоимка по страховым взносам и задолженность по уплате пеней и штрафов. Так, за период с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года задолженность увеличилась на 19,1% по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в 3 раза — по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Капитализированные же платежи, которые следует вносить в случае ликвидации юридического лица, уплачивались в анализируемом периоде в объемах от 3,9% до 5,7% от начисленных сумм.

При реализации мероприятий по развитию уголовно-исполнительной системы выявлены нарушения в сумме 3,691 млрд руб.

В отчете аудитора Сергея Мовчана представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств федерального бюджета и федеральной собственности за 2010-2011 годы при реализации мероприятий Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года в части внедрения современных технологий исполнения наказаний, медицинского обеспечения осужденных, а также государственных капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов в рамках федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)». В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения установленного порядка осуществления закупок для государственных нужд при заключении контрактов на поставку оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) и на оказание строительных услуг в сумме 3,691 млрд руб.

В отчете отмечается ряд нарушений и недостатков, влияющих на эффективность и результативность использования бюджетных средств в части вопросов контрольного мероприятия. Так, при закупке оконечных устройств СЭМПЛ, на основании результатов экспертной оценки их цены, установлено превышение стоимости закупленных изделий на сумму более 1,6 млрд руб. Кроме того, оконечные устройства СЭМПЛ были закуплены в объемах, превышающих потребности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России, в связи с чем не используются устройства на общую сумму более 1,2 млрд руб.

Проверкой были установлены факты преднамеренной порчи и утери оконечных устройств СЭМПЛ лицами, осужденными к ограничению свободы, стоимость ремонта и восстановления изделий составила 22,5 млн. руб., при этом материальная ответственность осужденных за сохранность оборудования СЭМПЛ не предусмотрена, поэтому применение СЭМПЛ к подконтрольным лицам требует дифференцированного подхода с учетом характеристик осужденного.

Проведенный в ходе проверки анализ результатов эксперимента по модернизации пенитенциарной медицины показал улучшение большинства показателей медицинского обеспечения осужденных, однако острым проблемным вопросом остается слабая материально-техническая и лечебно-диагностическая база пенитенциарной медицины, износ которой в целом по уголовно-исполнительной системе составляет от 50 до 100 процентов.

Установлены неэффективные расходы на содержание объекта «СИЗО-2, г. Черняховск» в сумме 3,6 млн руб., который в течение 7 месяцев после окончания строительства и сдачи в эксплуатацию, не использовался по назначению.

Проверкой были установлены факты несвоевременной регистрации прав собственности и оперативного управления на завершенные объекты строительства, при этом расходы на содержание непринятых к учету объектов составили более 6,5 млн руб.

В отчете затронуты вопросы необходимости внесения изменений в «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем» в соответствии с европейскими нормами содержания подследственных и принятыми проектными решениями при строительстве СИЗО-1 на 4000 мест (г. Колпино).

За период 2008-2012 годов на счет фонда ЖКХ региональными властями возвращено 4,4 млрд руб.

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты проверки эффективности расходования средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд ЖКХ) и средств долевого финансирования, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов (далее — МКД) и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в регионы. Проверка проводилась с участием контрольно-счетных органов регионов РФ. В реализации региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда ЖКХ, принимают участие все регионы, кроме города Москвы и Чеченской Республики.

Проверка показала, что реализация закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» способствовала развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере. Доля многоквартирных домов, находящихся в управлении коммерческих организаций на территориях муниципальных образований, участвующих в реализации Федерального закона № 185-ФЗ, по итогам 2011 года составила 89,7% (норматив — 80%). Доля управления МКД товариществами собственников жилья составляет 19,9% (норматив — 10%).

На реализацию региональных программ по проведению капитального ремонта МКД и переселению граждан из аварийного жилищного фонда с 2008 года по 1 декабря 2012 года за счет всех источников финансирования направлено 434,5 млрд руб., из них средства Фонда ЖКХ — 322,7 млрд руб., или 74,3%. Анализ движения денежных средств, выделенных на реализацию региональных адресных программ в регионах РФ и муниципальных образованиях за период с 2008 года по 1 декабря 2012 года, показал ежегодное наличие на счетах бюджетов неиспользованных средств Фонда ЖКХ, направленных на реализацию программ. Регионами РФ в 2008-2012 годах на счет Фонда ЖКХ возвращено 4,4 млрд руб. При этом средства в объеме 1 млрд руб., выделенные субъектам Федерации по заявкам 2008-2010 годов, возвращены ими в Фонд ЖКХ спустя более одного года как неиспользованные, что свидетельствует о несоблюдении принципа эффективности и результативности использования бюджетных средств, установленного Бюджетным кодексом РФ.

В то же время качественных преобразований в отрасли не произошло. Состояние жилищного фонда характеризуется высокой степенью износа и способствует избыточному потреблению энергетических ресурсов. Система управления имущественным комплексом с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства находится в стадии образования. Многими управляющими компаниями и ТСЖ не обеспечен свободный доступ к данным об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности. Хозяйственный механизм, сложившийся в настоящее время в жилищно-коммунальном комплексе, не обеспечивает эффективную и надежную работу коммунальной инфраструктуры, ее модернизацию, бесперебойную поставку коммунальных ресурсов для потребителей. При этом органам местного самоуправления не всегда удавалось принять своевременные и достаточные меры по повышению надежности работы коммунальных систем и устранению аварийных ситуаций.

Наличие большого количества обращений граждан по решению проблем в жилищно-коммунальном комплексе свидетельствует о том, что механизм проведения органами местного самоуправления проверок деятельности управляющих организаций на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, установленный Жилищным кодексом, до настоящего времени не работает. Привлечение в эту сферу общественного контроля как новой формы государственно-частного партнерства позволит усилить контроль за деятельностью коммерческих организаций в ЖКК и повысить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Счетная палата РФ проверила использование средств на денежное довольствие военнослужащих

В отчете аудитора Валерия Богомолова представлены результаты проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих, заработную плату гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и иные выплаты за 2010-2012 годы, а также на расходы, связанные с проведением реформы денежного довольствия.

В отчете отмечается, что введенная с 1 января 2012 года новая система денежного довольствия военнослужащих позволила увеличить его размер в среднем в 2,5 — 3 раза, то есть выполнить поставленную Президентом России задачу.

Проверка показала, что основные объемы средств, предусмотренных на стимулирование военной службы, прежним руководством Минобороны России направлялись на дополнительные выплаты руководителям органов центрального аппарата Минобороны России, удельный вес которых в их совокупном доходе за 2012 год составлял до 81,2%, при том, что доля дополнительных выплат военнослужащим воинских частей в сумме денежного довольствия за 2012 год составляла 2,3%.

В целях централизации расчетов с военнослужащими в 2011 году был создан Единый расчетный центр штатом в 420 человек, на первом этапе работы которого наблюдался рост обращений военнослужащих по фактам переплат и недоплат, задержек в выплатах денежного довольствия. Вместе с тем работа по переходу на централизованный порядок расчетов сопровождается необходимостью ежемесячного дополнительного привлечения около 300 военнослужащих. Кроме того, часть расходов, связанных с выплатами денежного довольствия (командировочных, подъемных и т.д.), осуществляется через 41 орган финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ.

В настоящее время факты переплат и недоплат не являются системными и в основном носят технический характер.

В связи с переходом на безналичный порядок расчетов с личным составом появилась проблема доступности банкоматов для получения личным составом денежного довольствия в ряде воинских частей. Проводимый эксперимент по переводу всех военнослужащих срочной службы на получение одинакового размера денежного довольствия (2000 руб.) получил неоднозначную оценку, т.к. у военнослужащего отсутствует стимул при выполнении своих функций в зависимости от объема и степени ответственности.

Несмотря на проводимую реорганизацию системы обеспечения военнослужащих денежным довольствием и значительные объемы бюджетных средств, направляемых на эти цели, контроль над их использованием со стороны контрольно-финансовых органов Минобороны России не осуществлялся.

Анализ использования федеральных средств, направленных на снижение напряженности на региональном рынке труда

В отчете аудитора Владимира Катренко представлены результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ в 2010-2011 годах».

Своевременно принятые Правительством РФ в 2010-2011 годах меры по оказанию регионам РФ финансовой помощи из федерального бюджета, направленной на снижение напряженности на региональном рынке труда, позволили предотвратить развитие острых конфликтов между работодателями и работниками, не допустить массовых увольнений граждан, стабилизировать в целом ситуацию на рынке труда, сохранить социальную стабильность.

В 2010 году финансирование региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда регионов РФ, составило 42,5 млрд руб., в том числе: субсидии из федерального бюджета — 39,9 млрд рубл. (93,7%), средства бюджетов регионов РФ- 26,9 млрд руб. (6,3%). В 2011 году финансирование на указанные цели составило 20,5 млрд рублей, или на 48,2% меньше, чем в 2010 году. Правительством РФ обязательства перед субъектами РФ по софинансированию региональных программ в 2010-2011 годах выполнены в полном объеме в соответствии с заключенными соглашениями.

В то же время в 2010 году Волгоградской, Калужской, Челябинской областями, Республикой Северная Осетия — Алания, а также в 2011 году Волгоградской, Челябинской областями, Республикой Тыва, Удмуртской Республикой не выполнены обязательства в соответствии с заключенными соглашениями с Рострудом по софинансированию расходов на реализацию дополнительных мероприятий за счет собственных средств. В результате общая сумма недофинансирования региональных программ за счет средств бюджетов регионов РФ составила в 2010 году 14836,6 тыс. руб., в 2011 году — 5610,3 тыс. руб.

В 2009 году коэффициент напряженности на рынке труда РФ увеличился более чем в 1,7 раза. В течение 2010-2011 годов в ходе реализации дополнительных мероприятий произошло существенное снижение указанного показателя.

Анализ показателей коэффициента напряженности на рынке труда в разрезе регионов РФ показал, что в 2010 году в 11 субъектах, а в 2011 году в 6 субъектах, несмотря на вложенные средства федерального бюджета в размере 5,0 млрд руб., не удалось достигнуть установленных значений указанного показателя результативности предоставления субсидии из федерального бюджета.

В 2009 году уровень регистрируемой безработицы в целом по РФ увеличился в 1,4 раза и составил на 1 января 2010 года 2,8%. В течение 2010-2011 годов в ходе реализации дополнительных мероприятий произошло существенное снижение указанного показателя, который на 1 января 2012 года составил 1,7%.

В 2010-2011 годах наиболее эффективно реализовывались мероприятия по организации общественных и временных работ, в котором приняли участие 1547,6 тыс. человек, или 60,8% от общего числа участников, а также по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания ими дополнительных рабочих мест — 479,3 тыс. человек, или 18,8%.

Реализация мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства не стала противовесом процесса миграции рабочей силы из ближнего зарубежья, но выявила возможности использования трудовых ресурсов регионов РФ, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, при условии сохранения финансового и организационного регулирования на федеральном уровне.

Анализ эффективности использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния как источников покрытия долгов бюджета

В отчете аудитора Татьяны Мануйловой представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ возможности использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета как альтернативного механизма замещения долговых обязательств».

За период 2009-2012 годов объем государственного долга РФ вырос в 2,4 раза (до 6519,9 млрд руб.).

В результате проведенного анализа установлено, что рост государственного долга РФ при профицитном бюджете в 2011 году (442,0 млрд руб.) и при относительно небольшом дефиците в 2012 году (-39,5 млрд рублей) происходил по следующим причинам:

  • в результате действующего механизма формирования Резервного фонда (статья 96.9 Бюджетного кодекса), когда часть нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета, не расходуется в текущем финансовом году, а направляется в Резервный фонд (после завершения финансового года). При этом полученный дефицит федерального бюджета финансируется за счет заемных средств, что, в свою очередь, приводит к росту государственного долга Российской Федерации и расходов на его обслуживание;
  • в результате неточного прогноза нефтегазовых доходов из-за занижения проектных значений цены на нефть. Ошибка прогноза стоимости нефти в 2010-2012 годах послужила причиной занижения проектных значений доходов федерального бюджета, планируемого дефицита федерального бюджета, и, как следствие, роста государственного долга Российской Федерации и дополнительных расходов федерального бюджета по его обслуживанию.

Федеральным законом о федеральном бюджете утверждены источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год и 2012 год.

При этом разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение, превышала источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году в 1,88 раза, в 2012 году — в 11,3 раза.

В результате при профиците федерального бюджета в 2011 году в сумме 442,0 млрд руб. государственный долг РФ (за минусом выданных государственных гарантий РФ) увеличился на 1013,089 млрд руб., или 27,7%; при дефиците федерального бюджета в 2012 году в сумме 39,5 млрд руб. — на 593,9 млрд руб., или 12,7%.

За период 2009-2012 годов средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния размещались в активы, номинированные в обесценивающихся валютах: долларах США, евро и фунтах стерлингов.

В результате проведенного исследования было установлено, что при ставках рефинансирования Федеральной резервной системы США — 0,25% годовых, Европейского центрального банка — 0,5% годовых, Банка Англии — 0,5% годовых доходность от вложений в активы, номинированные в долларах США, евро и фунтах стерлингов, будет невысокой, в пределах 0,75-1,2% годовых.

При существующих ставках рефинансирования Федеральной резервной системы США, Европейского центрального банка и Банка Англии получить более высокий доход от вложения в активы, номинированные в долларах США, евро и фунтах стерлингов, можно будет только при девальвации российского рубля за счет положительной курсовой разницы при переоценке активов, номинированных в указанных валютах.

Summary

1 октября 2013
PDF (0.1 Мб)

Рассмотрено Коллегией

1 октября 2013
PDF (0.1 Мб)

Обложка

1 октября 2013
PDF (0.9 Мб)

Официальная хроника

1 октября 2013
PDF (0.1 Мб)