Бюллетень Счетной палаты №11 (Ноябрь) 2013 г.

Назад
Назад
1 ноября 2013
4 просмотра
Share
My default image

Дотационные регионы не в полной мере выполнили условия соглашения с Минфином России

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, в которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации».

В отчете в частности сказано, что в 2012 году в республиках Алтай, Тыва и Камчатском крае сохранялся высокий уровень зависимости от финансовых поступлений из федерального бюджета, объем которых составил 67,6%, 78,3% и 63,1% размера доходной части консолидированного бюджета соответственно. Ниже установленного Бюджетным кодексом РФ норматива (60%) уровень дотационности в 2012 году сложился в Республике Калмыкия (43,3%).

Сохранение в республиках Алтай и Тыва высокого уровня дотационности свидетельствует о невыполнении ими в полной мере условий соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, а также недостаточности принимаемых мер по социально-экономическому развитию регионов.

В отчете отмечается, что в 2012 году при поступлении и использовании субсидий из федерального бюджета не выполнены обязательства по софинансированию расходов за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в общей сумме 295380,9 тыс. руб., в том числе: в Республике Алтай — на 30927,7 тыс. руб., в Республике Калмыкия — на 125677,8 тыс. руб., в Республике Тыва — на 39116,7 тыс. руб. и в Камчатском крае — на 99658,7 тыс. руб.

В Костромской области выявлены нарушения в сумме более 19 млрд. руб.

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты контрольного мероприятия «Комплексная проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов в Костромской области».

В отчете сказано, что бюджет Костромской области за 2012 год по доходам исполнен в сумме 19911619,8 тыс. руб., или на 100,8%, расходам — в сумме 19875669,6 тыс. руб., или на 89,0% уточненных годовых назначений. Таким образом, профицит областного бюджета составил 35950,2 тыс. руб. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) составили 36,1% объема доходов бюджета Костромской области.

Объем государственного долга в Костромской области за 2012 год по сравнению с 2010 годом увеличился на 21,6% и по состоянию на 1 января 2013 года составил 9712699,9 тыс. руб., или 82,9% объема налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Общий объем кредиторской задолженности областного бюджета в течение финансового года уменьшился на 568513,1 тыс. руб. и по состоянию на 1 января 2013 года составил 1210470,6 тыс. руб. Просроченная кредиторская задолженность в общей сумме задолженности составила 56,9% (688654,8 тыс. руб.).

По результатам контрольного мероприятия выявлен общий объем нарушений региональных властей в сумме 19852081,2 тыс. руб., в том числе при расходовании средств: бюджета Костромской области — 13767395,7 тыс. руб., муниципального образования г. Кострома — 6084685,5 тыс. руб.

Таким образом, неисполнение Костромской областью бюджетных назначений по расходам, увеличение просроченной кредиторской задолженности, а также наличие на конец финансового года неиспользованных средств свидетельствуют о недостатках в сфере управления государственными финансами, в свою очередь рост долговой нагрузки регионального бюджета — об имеющихся проблемах в экономике региона, формировании и исполнении бюджета.

Правительство Республики Саха (Якутия) не обеспечило эффективное использование федеральных субсидий при проведении V Международных спортивных игр «Дети Азии»

В отчете аудитора Сергея Агапцова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка исполнения представлений Счетной палаты Российской Федерации, направленных по решению Коллегии Счетной палаты в 2012 году в Правительство Республики Саха (Якутия), в федеральное государственное бюджетное учреждение культуры „Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино“.

В отчете отмечается, что к проверке были представлены документы, по формальному признаку подтверждающие факт того, что к началу проведения V Международных спортивных игр „Дети Азии“ в Якутии (4 июля 2012 года) объекты: универсальный спортивный комплекс, спортивный комплекс „Модун“ (II очередь)», футбольный манеж — были введены в эксплуатацию в установленном порядке. Однако разрешительные документы на ввод объектов в эксплуатацию содержат нарушения норм постановления Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» в части отражения сведений об объекте капитального строительства.

Объем фактического финансирования строительства объектов для проведения «Игр» по состоянию на 1 июня 2013 года составил 4149,6 млн. руб., из них: за счет средств федерального бюджета — 2853,7 млн. руб., средств республиканского бюджета — 376,7 млн. руб., средств инвесторов — 919,2 млн. руб. Между тем, Правительством Республики Саха (Якутия) не обеспечено выполнение показателей эффективности использования субсидий из федерального бюджета.

В отчете сказано, что со стороны Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино приняты необходимые меры по выполнению представления Счётной палаты РФ. Однако с учетом своих полномочий Библиотека урегулировать весь комплекс вопросов, связанных с размещением на ее территории иностранных культурных центров, без участия Министерства культуры РФ и Росимущества не имеет возможности.

Задолженность по таможенным платежам по процедуре временного ввоза автотранспортных средств существенно увеличилась

В отчете аудитора Сергея Штогрина представлены результаты проверки эффективности таможенного контроля, администрирования таможенных и иных платежей, штрафов, а также полноты и своевременности поступления доходов в федеральный бюджет при перемещении временно ввезенных автотранспортных средств в 2012 году и истекшем периоде 2013 года (при необходимости в более ранний период).

Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют об отсутствии эффективного механизма взыскания в федеральный бюджет задолженности иностранных лиц по таможенным платежам, возникающей в связи с невывозом временно ввезенных транспортных средств по истечении нормативно установленного предельного срока (один год).

В нормативных актах Таможенного союза и Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие количественные ограничения временного ввоза одним иностранным физическим лицом на территорию Таможенного союза транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств. Указанное создает риски беспошлинного ввоза иностранными лицами автомобилей практически в неограниченном количестве с дальнейшей противоправной передачей права пользования данными транспортными средствами иным лицам, использование данных транспортных средств на территории России не для личного пользования, а также ввоз автомобилей для разбора на запасные части.

За 2012 г. и I полугодие 2013 г. иностранными физическими лицами и юридическими лицами было временно ввезено в Российскую Федерацию порядка 4,6 млн. и 2,4 млн. автомашин, соответственно. За указанный период количество данных транспортных средств с просроченным сроком вывоза составило соответственно 415,6 тыс. и 560,5 тыс. автомашин.

Проверка показала, что в течение последних лет (начиная с 2010 г.) наблюдается существенное увеличение непогашенной задолженности иностранных физических лиц по таможенным платежам в связи с невывозом временно ввезенных автотранспортных средств по истечении установленного срока. По состоянию на 1 июля 2013 г. сумма этой задолженности достигла 812,1 млн. рублей. Общая сумма непогашенной задолженности юридических лиц по таможенным платежам по процедуре временного ввоза составляет на 1 июля 2013 г. 143,4 млн. рублей с явной тенденцией к ее увеличению.

Счетная палата проверила использование субсидий, выделенных ДОСААФ России

В отчете аудиторов Сергея Агапцова и Валерия Богомолова представлены результаты проверки законности и эффективности использования выделенных субсидий общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ).

Проверка показала, что разработанная Минобороны России совместно с ДОСААФ Программа деятельности ДОСААФ России до 2020 года с Минспортом России, Минобрнауки России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в полном объеме не согласована. Также было отмечено, что не реализованы положения Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г., согласно которым ДОСААФ России должно обеспечиваться через гособоронзаказ современной техникой, спортивными воздушными судами, тренажерами, автоматизированными системами обучения, современным программно-математическим обеспечением.

Обязательства ДОСААФ России по достижению целевых показателей результативности расходования субсидии на подготовку граждан по военно-учетной специальности (ВУС) в 2011 г. выполнены на 85,5 %, в 2012 году — на 95,5 %. При этом для обеспечения учебного процесса по подготовке специалистов по ВУС из федерального бюджета было выделено в 2011 г. всего 44 %, в 2012 г. — около 80 % от потребности в денежных средствах, заявленной ДОСААФ.

На полноту и своевременность исполнения ДОСААФ принятых обязательств по подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям отрицательно влияют отсутствие при образовательных учреждениях ДОСААФ развитой инфраструктуры, отсутствие привлекательности получения гражданами ВУС и недостаточный контроль военных комиссаров и образовательных учреждений ДОСААФ за ходом подготовки граждан по ВУС.

В отчете также отмечается неудовлетворительная техническая оснащенность образовательных учреждений ДОСААФ, наличие значительного количества устаревших тренажеров и техники, произведенных более 20 лет тому назад. Кроме того, Минобороны России не обеспечило исполнение условий заключенных в 2011-2012 гг. договоров на поставку движимого имущества соответствующего технического состояния и укомплектованности, запасных частей, узлов и агрегатов для военной техники, проведение среднего и капитального ремонта бронетанковой техники.

Счетная палата проверила использование средств на празднование знаменательных дат

В отчете аудитора Сергея Агапцова представлены результаты проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и иных источников, выделяемых на мероприятия в сфере культуры, связанные с подготовкой и проведением празднования знаменательных дат в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации (250-летия основания Государственного Эрмитажа и 1150-летия основания Изборска (Псковская область)).

Проверка реализации плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 250-летия основания Государственного Эрмитажа выявила риски невыполнения в установленные сроки предусмотренных планом мероприятий. В частности, существует риск, что реализация наиболее ресурсоемкого мероприятия Плана — введения в эксплуатацию в 2014 г. первого пускового комплекса III очереди фондохранилища — не будет осуществлена в установленные сроки. В дальнейшем это может повлечь за собой сдвиг сроков по вводу в эксплуатацию второго пускового комплекса в 2016 г.

В 2012 г. кассовые расходы Государственного Эрмитажа на реализацию мероприятий Плана составили 1,4 млрд. рублей, или 72,3 % от объема финансирования, предусмотренного Планом. Неисполнение составило 518,4 млн. рублей.

Планом основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 1150-летия основания Изборска предусмотрено проведение 34 мероприятий, из которых 10 закреплены за Минкультуры России с общим объемом финансирования в сумме 1,3 млрд. рублей, или 30 процентов от утвержденного общего объема финансирования мероприятий плана.

Проверкой установлено, что Минкультуры России не были приняты действенные меры по обеспечению финансирования мероприятий Плана в 2012 г. на общую сумму не менее 390 млн. рублей, из которых 300 млн. рублей — на работы по реконструкции Народного дома (государственное учреждение культуры «Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина») и 90 млн. рублей — на строительство объединенного фондохранилища для хранения музейных коллекций.

В ходе проверки реализации одного из наиболее финансовоемких мероприятий Плана — работ по сохранению Ансамбля Изборской крепости, финансируемых Минкультуры России за счет средств федерального бюджета в сумме 330 млн. рублей, — установлен факт необоснованных действий со стороны ряда должностных лиц Псковской области, содержащих признаки согласованного умысла, вследствие чего Минкультуры России (не будучи уведомленным) были проведены конкурсные торги и заключен контракт, в локальную смету которого были включены не предусмотренные Распоряжением Правительства РФ работы по памятнику истории и культуры «Окольный город» (г. Псков), не имеющему отношения к Ансамблю Изборской крепости.

Выявлены нарушения при расходовании бюджетных средств в Курской области на сумму 11,6 млрд. рублей

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты комплексной проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, а также проверка исполнения бюджетов монопрофильных муниципальных образований в Курской области.

Проверкой установлено, что областной бюджет за 2012 г. исполнен по доходам в сумме 37,3 млрд. рублей, или на 101,8 %, по расходам — в размере 38,5 млрд. рублей, или на 96 % уточненных годовых назначений. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) составили 31,4 % от объема доходов областного бюджета. Объем государственного долга за 2012 г. составил 3,7 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с 2011 г. на 2,3 %, что свидетельствует о снижении долговой нагрузки на областной бюджет. Объем кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2013 г. составил 2,3 млрд. рублей и увеличился к уровню 2011 г. на 29,5 процента.

В отчете отмечаются различные нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства, выявленные в ходе проверки.

В частности, выявлены нарушения отдельных положений Федерального закона о государственных закупках на общую сумму 1,1 млрд. рублей. В нарушение статьи 14 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Комитетом имущества области не осуществлена государственная регистрация 108 договоров аренды земельных участков сроком действия более 1 года и размером арендной платы за 2012 год в сумме 31,3 млн. рублей.

Проверка также показала, что Администрацией г. Курска не выполнены муниципальные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства: строительная готовность 5 многоквартирных домов, предназначенных для расселения 367 граждан из 17 аварийных домов, составляет от 49,3 до 95,4 процента.

Кроме того, установлено, что в нарушение Земельного кодекса РФ земельные участки кадастровой стоимостью 69,9 млн. рублей, находящиеся под жилыми домами, подлежащими сносу в рамках муниципальных целевых программ по переселению граждан из ветхого жилищного фонда, были предоставлены индивидуальным предпринимателям в аренду без проведения торгов и используются не по целевому назначению.

Всего в ходе контрольного мероприятия выявлено расходование бюджетных средств с нарушениями законодательства на сумму 11,6 млрд. рублей, в том числе неэффективное использование бюджетных средств в размере 60,6 млн. рублей.

Summary

1 ноября 2013
PDF (0 Мб)

Рассмотрено Коллегией

1 ноября 2013
PDF (0.1 Мб)

Обложка

1 ноября 2013
PDF (0.1 Мб)

Официальная хроника

1 ноября 2013
PDF (0.1 Мб)