Бюллетень Счетной палаты №12 (Декабрь) 2013 г.

Назад
Назад
1 декабря 2013
11 просмотров
Share
My default image

Счетная палата проверила эффективность расходования средств Фонда ЖКХ в Калининградской области

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности расходования в 2010-2012 годах средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств долевого финансирования, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в Калининградской области». Проверка проводилась совместно с КСП Калининградской области.

В отчете, в частности, сказано, что условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ в Калининградской области в целом соблюдались.

На реализацию региональной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов за 2010-2012 годы израсходовано 1,2 млрд. рублей, из которых средства Фонда ЖКХ составили 876,7 млн. рублей, или 72,8%. Программа выполнена в полном объеме, отремонтировано 516 домов общей площадью 618,4 тыс.кв. метров.

На реализацию региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2010-2012 годы израсходовано 312,3 млн. рублей, из которых средства Фонда ЖКХ составили 232,5 млн. рублей, или 74,4%. В результате реализации Программы расселено 52 аварийных многоквартирных дома (88,1% планового показателя), приобретено 289 квартир (87,3%), заселено 265 квартир (80,1%) и переселено 709 граждан (78,1%). Вместе с тем, сроки выполнения программы по переселению граждан не соблюдались, производилась ее корректировка под фактическое выполнение работ и осуществленные расходы. По состоянию на 1 января 2013 года не обеспечено расселение 199 человек (77 семей).

По результатам контрольного мероприятия были выявлены нарушения, допущенные в ходе реализации региональных программ, на общую сумму 747,5 млн. рублей, из которых нецелевое расходование средств составляет 30,3 млн. рублей, неэффективные расходы — 224,6 млн. рублей.

В отчете также отмечается, что наличие выявленных в ходе проверки фактов нецелевого и неэффективного расходования средств, оплаты невыполненных работ и низкого качества их проведения свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны областных и муниципальных органов власти Калининградской области за проведением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Эффективный механизм, направленный на своевременное и качественное воспроизводство лесов в Российской Федерации, отсутствует

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности расходования средств федерального бюджета, направленных на организацию лесного семеноводства и лесовосстановление».

В отчете сказано, что эффективный финансовый механизм, направленный на своевременное и качественное воспроизводство лесов в Российской Федерации, отсутствует.

Площадь земель лесного фонда, нуждающихся в лесовосстановлении, в проверяемый период постоянно увеличивалась. По состоянию на 1 января 2010 года она составляла 29766,3 тыс. га, по состоянию на 1 января 2013 года — 31525,9 тыс. га, или на 5,6% больше. При этом показатели по объему лесовосстановления, предусмотренные лесными планами субъектов Российской Федерации, не выполнялись. В 2010 году они выполнены на площади 813,0 тыс. га, или 94% от плана, в 2011 году — на площади 853,3 тыс. га, или 97% от плана, а в 2012 году — на площади 838,2 тыс. га, или 83%. В объеме субвенций, направляемых на исполнение полномочий в области лесных отношений, затраты на лесовосстановление занимают очень незначительную часть. Так, в 2010 году они составили 3,8%, в 2011 году — 4,7%, в 2012 году — 4%, тогда как на содержание аппарата органов управления и подведомственных учреждений расходуется до 70% субвенций.

В результате неэффективного проведения лесовосстановительных мероприятий в настоящее время происходит замена хвойных насаждений мягколиственными породами, что в значительной степени снижает лесосырьевой потенциал лесов.

Результаты контрольного мероприятия также свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии дел в сфере выращивания посадочного материала. Большинство из имевшихся питомников с современными технологиями выращивания посадочного материала утрачены в 2007-2010 годах и восстановлению не подлежат. По данным за 2012 год, общая площадь питомников России по сравнению с данными на 1 января 2006 года сократилась на 8895,5 га, или на 42 %.

Проверкой установлено отсутствие статистической или ведомственной отчетности, позволяющей оценивать наличие семян лесных растений в субъектах Российской Федерации, что привело к их бесконтрольному использованию. При этом значительная часть субъектов испытывает постоянный дефицит семян лесных растений и посадочного материала, что не позволяет обеспечить объемы искусственного лесовосстановления, предусмотренные лесными планами.

Кроме того, деятельность в сфере лесного семеноводства не обеспечена необходимой нормативно-правовой базой. Долгосрочная программа развития лесного семеноводства в Российской Федерации не разработана. Формирование федерального фонда семян лесных растений носит бессистемный характер, максимально используемые породы семян своевременно не восполняются.

Реализация пилотного проекта по развитию общего образования в Москве позволила повысить заработную плату учителей

В отчете аудитора Сергей Агапцова представлены результаты совместного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования бюджетных средств, направленных на развитие региональной системы общего образования, в г. Москве в 2011-2012 годах». Мероприятие было проведено совместно с Контрольно-счетной палатой Москвы.

В отчете сказано, что развитие региональной системы общего образования в обследуемый период осуществлялось программно-целевым методом, что позволило более полно сформулировать и реализовать приоритеты развития отрасли, повысить степень координации и качество управления ресурсами.

В исследуемый период расходы г. Москвы на образование ежегодно увеличивались. Так, в 2011 г. по отношению к предыдущему году эти расходы выросли на 25,2%, в 2012 г. — на 13,7%. При этом около половины средств, направленных на финансирование образования, приходилось на финансирование общего образования: в 2011 г. — 49,3% от общего объема средств, в 2012 г. — 54%.

Из средств федерального бюджета на модернизацию региональной системы общего образования в г. Москве было выделено в 2011 г. 237629 тыс. рублей, в 2012 г. — 642979 тыс. рублей, в 2013 г. — 423598 тыс. рублей.

Проверка показала, что реализация Пилотного проекта по развитию общего образования в г. Москве способствовала улучшению финансового обеспечения общеобразовательных учреждений, развитию материально-технической базы, повышению качества учебного процесса, а также росту среднемесячной заработной платы учителей.

Так, если в 2010 г. средняя зарплата учителя в г. Москве составляла 39,2 тыс. рублей, то в 2012 г. она достигла уровня в 57,6 тыс. рублей, превысив уровень средней заработной платы в регионе.

Для стабильного развития моногородов необходимо принятие единой федеральной программы

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в моногородах Нижегородской области в рамках Комплексной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2011-2015 годы».

На территории Нижегородской области расположены 13 моногородов, доходы которых сформированы в основном за счет безвозмездных поступлений, что свидетельствует о высокой степени зависимости муниципалитетов от финансовой помощи из областного бюджета. В отчете указано, что существующая система межбюджетного регулирования и закрепления налоговых доходов по уровням бюджетов не стимулирует муниципалитеты к увеличению доходного потенциала и не способствует их экономическому развитию.

Принятие Комплексной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2011-2015 годы, направленной на развитие малого и среднего бизнеса в моногородах Нижегородской области, а также передача 100% налога на доходы физических лиц, являющегося основным доходным источником собственных доходов муниципальных образований, позволили снизить зависимость бюджетов моногородов от градообразующих предприятий. Однако, согласно отчету, отсутствие единой федеральной программы, включающей комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильного развития моногородов, и целевого финансирования не позволяет в полном объеме решить проблемы их развития.

В отчете сказано, что администрациями муниципальных образований Нижегородской области не в полном объеме обеспечено выполнение целевых показателей комплексных планов модернизации 13 моногородов: уровень регистрируемой безработицы с начала 2010 года снизился в 12 моногородах, доля работающих на градообразующих предприятиях от экономически активного населения сократилась в 9 моногородах, плановые назначения по созданию постоянных рабочих мест достигнуты в 6 моногородах.

Счётная палата РФ отмечает, что общий объем нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, составил в сумме более 2,76 трлн. рублей, неэффективные расходы — более 95,8 млн. рублей, нецелевые — более 11,2 млн. рублей.

Эффективность администрирования ПФР и ФСС страховых взносов для социального обеспечения работников угольной промышленности находится на достаточном уровне

В отчете аудитора Владимира Катренко представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности администрирования страховых взносов, уплачиваемых работодателями сверх общеустановленных тарифов в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, а также по максимальному тарифу — в целях их обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011-2012 и истекшем периоде 2013 года».

В отчете сказано, что эффективность выполнения ПФР и ФСС функции администраторов рассматриваемых обязательных социальных платежей находится на достаточном уровне, но ее рост сдерживается наличием проблем правового и методического характера, решение которых во многом находится за пределами прямой компетенции фондов.

Объем расходов на выплату страхового обеспечения пострадавшим на производстве в организациях угольной промышленности, отнесенных к 32 классу профессионального риска (наибольший профессиональный риск), в целом по РФ увеличился в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,8% и составил более 9,8 трлн. рублей.

Между тем, в отчете подчеркивается, что в региональных отделениях ФСС отсутствует программное обеспечение для автоматизированного учета задолженности по пеням и штрафам. Ручной режим учета начислений и поступлений пеней и штрафов приводит к повышению трудоемкости и неэффективному администрированию указанных доходов.

В отчете написано, что в системе обязательных социальных платежей отсутствует внятная тарифная политика, поскольку не определены концептуальные подходы к установлению размеров и динамике тарифов социальных взносов применительно ко всем областям социального страхования и социального обеспечения в комплексе; критериям распределения бремени финансовой ответственности между работодателями и государством с учетом социальной значимости конкретных видов экономической деятельности; оценке эффективности преференций по обязательным социальным платежам и влияния повышенных тарифов на экономическое состояние соответствующих отраслей экономики. Таким образом, Счётная палата РФ отмечает, что в результате суммарный тариф обязательных социальных платежей, уплачиваемых в угольной отрасли отдельными категориями плательщиков с выплат в пользу отдельных категорий работников, уже сейчас доходит до 50,6% и к 2015 году может вырасти до 54,6%.

В целом показатель реализации Государственной программы «Доступная среда» в регионах - участниках пилотного проекта в 2011-2012 годах достигнут

В отчете аудитора Владимира Катренко представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2011-2012 годах на реализацию государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2015 годы, в субъектах Российской Федерации».

В документе отмечается, что Правительством РФ выполнены в полном объеме в соответствии с заключенными соглашениями обязательства перед регионами по софинансированию программных мероприятий по обеспечению доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В отчете сказано, что в разрезе регионов-участников пилотного проекта приоритеты финансирования мероприятий значительно отличаются. Анализ использования средств пилотного проекта, проведенный в регионах, показал, что приоритетными сферами жизнедеятельности (без учета транспортной инфраструктуры и предоставления транспортных услуг) для Республики Татарстан являлись здравоохранение, социальная защита и занятость, для Саратовской области — физическая культура и спорт, для Тверской области — здравоохранение и образование, что свидетельствует об отсутствии унификации региональных программ и самостоятельном выборе приоритетов регионами.

Ожидаемый результат реализации Государственной программы, а именно увеличение к 2013 году доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем объеме приоритетных объектов должен был составить к 2013 году 70%.

В целом показатель реализации Государственной программы в субъектах — участниках пилотного проекта в 2011-2012 годах достигнут: Республика Татарстан — 76,3 % (229 объектов), Саратовская область — 70,0 % (1276 объектов), Тверская область — 69,7 % (101 объект).

Целевые показатели, установленные в рамках реализации пилотного проекта в Тверской области, по состоянию на 1 января 2013 года в полном объеме не достигнуты в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств при поставке оборудования по государственным контрактам по адаптации объектов здравоохранения.

По итогам реализации мероприятий Государственной программы доля опрошенных инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, по результатам проведенных исследований составила 33,7 %, или на 3,7 % больше по сравнению с базовым показателем 2010 года.

Summary

1 декабря 2013
PDF (0 Мб)

Рассмотрено Коллегией

1 декабря 2013
PDF (0.1 Мб)

Обложка

1 декабря 2013
PDF (0.1 Мб)

Официальная хроника

1 декабря 2013
PDF (0.1 Мб)