Бюллетень Счетной палаты №2 (февраль) 2014 г.

Назад
Назад
1 февраля 2014
3 просмотра
Share
My default image

Автомобильные пункты пропуска на российско-латвийской границе не в полной мере реализуют свой потенциал

В отчете заместителя Председателя Счетной платы Веры Чистовой и аудиторов Сергея Мовчана и Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности расходования бюджетных средств, направленных на финансирование деятельности государственных контрольных органов по обеспечению бесперебойного пропуска лиц, товаров и транспортных средств через российско-латвийскую границу в автомобильных пунктах пропуска».

В отчете отмечается, что эффективность работы таможенных органов в пунктах пропуска на российско-латвийской границе с каждым годом увеличивается, о чем свидетельствует ежегодный рост пропускной способности пунктов и сокращение времени таможенного оформления товаров и транспорта. В тоже время в работе таможенных органов и пунктов пропуска в целом имеются резервы повышения эффективности в части ускорения перемещения грузов и транспортных средств через границу.

Как показала проверка, в пунктах пропуска имеют место длительные простои транспортных средств между этапами контроля. Так, для пункта пропуска Убылинка особенно характерны простои между окончанием транспортного контроля и формированием сообщения о прибытии. В отдельных случаях это время достигало 5 часов. В пункте пропуска Бурачки ряд простоев связан с технологическими перерывами, в то время как распорядок работы пункта предполагает круглосуточный режим без технологических перерывов.

В ходе проверки также установлено, что состояние подъездных дорог к действующим пунктам пропуска зачастую не позволяет реализовать их потенциал и обеспечить эффективность международных грузовых и пассажирских транспортных перевозок.

Так, грузопассажирский пункт пропуска Лудонка, в реконструкцию которого в 2007-2008 годах было вложено более 500 млн. рублей, не может пропускать грузовой автотранспорт из-за неудовлетворительного состояния прилегающей к нему дорожной инфраструктуры (дороги Носово-Лудонка и моста через реку Кухва). В результате, фактический поток автобусов в 2011-2012 гг. составил 3,2% и 4,5% соответственно от установленной паспортом пункта пропускной способности.

В пункте пропуска Брунишево территория не благоустроена, дороги и площадки грунтовые, а государственные контрольные органы исполняют свои служебные обязанности в приспособленных временных сооружениях (вагончиках). Пункт пропуска не оборудован системой безопасности (видеонаблюдение, охрана периметра). Подъездная дорога — местного значения, грунтовая, двухполосная, не обустроена.

В отчете также отмечается, что электронная система межведомственного взаимодействия государственных органов, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска до настоящего времени не внедрена.

Счетная палата провела анализ эффективности системы управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан

В отчете аудитора Юрия Росляка представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности системы управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан в условиях совершенствования стратегического планирования и механизмов государственных закупок».

В отчете отмечается, что, несмотря на положительные тенденции социально-экономического развития Республики Башкортостан, для реализации в полном объеме имеющегося потенциала требуется совершенствование существующей системы стратегического управления с учетом ожидаемых целевых эффектов, определенных документами государственного стратегического планирования на федеральном уровне (Указами Президента России и госпрограммами Российской Федерации).

В ходе экспертно-аналитического мероприятия был выявлен ряд недостатков в организации системы государственного стратегического планирования Республики Башкортостан.

Так, в Республике не выстроена четкая система целевых программ, сформированная с учетом сбалансированности стратегических целей, задач и индикаторов, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года и иными стратегическими документами.

В «Стратегии социально-экономического развития Республики до 2020 года» не отражен экономический потенциал Башкортостана, благодаря которому в Республике могут быть созданы конкурентоспособные кластеры в кооперации с другими регионами Приволжского и Уральского федеральных округов. Так, из 32 приоритетных инвестпроектов Приволжского федерального округа только один проект реализуется на территории Республики. При этом в инвестпроектах федерального округа не представлены предприятия Республики по таким базовым отраслям экономики, как нефтехимия, АПК и машиностроение, где они являются системообразующими в рамках федерального округа.

Результаты проведенного анализа также свидетельствуют о недостаточности финансовых ресурсов на реализацию в Республике Башкортостан «майских» указов Президента РФ. По состоянию на июль 2013 года общая потребность в средствах консолидированного бюджета на реализацию указов Президента России на период с 2013 по 2018 годов составляет около 216 млрд. рублей. Дефицит средств в 2013-2015 годах составляет около 76 млрд. руб.

Анализ также показал, что осуществляемые Башкортостаном меры в сфере управления государственными и муниципальными закупками, оказывают положительное влияние на уровень качества и результативности закупочных процедур. Так, объем республиканских торгов за 2010-2012 годы увеличился в среднем в 2,5 раза. Относительная экономия за период с 2011 по 2012 годов составила более 12%.

Достигнуто только 60% показателей Госпрограммы по развитию сельского хозяйства

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования средств федерального бюджета, направленных в 2012 г. на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., а также оценка достижения ее целевых показателей».

В отчете отмечается, что из 58 установленных паспортом Госпрограммы базовых показателей и целевых индикаторов в период реализации было достигнуто 60%. Из девяти базовых показателей динамики и прогноза развития сельского хозяйства достигнут только один — «располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности». Его выполнение составило 116,8%. Все остальные показатели, характеризующие динамику развития отрасли, не были достигнуты, несмотря на то, что госпрограмма была профинансирована на 118,4% (фактическое финансирование составило 653 млрд. руб. вместо запланированных 551,3 млрд. руб.).

Не достигнут ключевой показатель госпрограммы — «обеспечение среднегодового роста объема производства продукции сельского хозяйства», который составил 3,4% при утвержденном плане 4%. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 79,9%, при плане 162,9%. Не достигнуты показатели по обновлению основных видов сельхозтехники: коэффициент обновления оказался ниже запланированного по тракторам, зерноуборочным комбайнам, а также кормоуборочным комбайнам на 30,1%, 34,9% и 48,5% соответственно. Индекс производства продукции животноводства составил 114,9% при утвержденном плане 127,7%. Индекс растениеводства в свою очередь составил 114,6% при плане 127,7%.

Основное несоответствие фактического исполнения к плановому произошло по направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства», по которому расходование федеральных средств превысило плановые объемы на 44,8% Отсутствие взаимосвязи объемов финансирования, мероприятий и показателей госпрограммы привело, к тому, что расходы по направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» были осуществлены в объеме немногим более 30% от плана.

По направлению инфраструктурного развития сельских территорий не достигнуты показатели по уровню обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66% (факт — 58%) и уровню газификации домов природным газом до 60% (факт — 55,2%). По итогам 2012 г. не реализованы пилотные проекты комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в Тамбовской, Тульской, Ленинградской и Пензенской областях, республиках Марий-Эл, Мордовия и Чувашия. Объем незавершенного строительства жилья в сельской местности на 1 января 2013 г. составил 9,3 млрд. руб., что больше общего объема финансирования данного направления в первый год реализации госпрограммы на 2013-2020 гг. на 0,3 млрд. руб.

В ходе проверки также установлено, что на создание и внедрение системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в 2008-2012 гг. было израсходовано 2,8 млрд. руб. средств федерального бюджета. При этом на федеральном и региональном уровнях были сформированы только отдельные элементы системы информационного обеспечения, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.

Расходы федерального бюджета на развитие животноводства и растениеводства в рамках госпрограммы составили 128,7% к объему ресурсного обеспечения. Тем не менее, из 10 целевых показателей по развитию животноводства ежегодно выполнялось 8 показателей. В свою очередь, из 11 целевых показателей по растениеводству ежегодно выполнялись только 2 показателя.

Освоение бюджетных средств Объединенной дирекцией единого заказчика ФНС России находится на низком уровне

В отчете аудитора Сергея Штогрина приводятся результаты контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2012-2013 годах Федеральному казенному учреждению «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы»

В отчете отмечается, что денежные средства, выделенные Федеральному казенному учреждению «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» (далее — ФКУ «ОДЕЗ ФНС России»), использовались на цели, соответствующие условиям их получения.

В то же время проверкой установлено, что процент освоения бюджетных средств, направленных ФКУ «ОДЕЗ ФНС России» на строительство объектов ФНС России, составил в 2012 году 49,2%, за I полугодие 2013 году — 25,3%, что соответствует показателю прироста уровня технической готовности объектов капитального строительства ФКУ «ОДЕЗ ФНС России» равному 7,1% и свидетельствует о низкой результативности освоения бюджетных средств и отсутствии надлежащего контроля за деятельностью ФКУ «ОДЕЗ ФНС России» со стороны Минэкономразвития России и ФНС России.

В ходе проверки также были выявлены отдельные нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства.

Так, по состоянию на 1 октября 2013 года в бухгалтерской отчетности ФНС России и ФКУ «ОДЕЗ ФНС России» числятся 40 незавершенных строительством объектов на сумму 301,1 млн. рублей, а также разработанная в 2001-2009 годах проектно-сметная документация на 30 объектов строительства (реконструкции), с затратами в сумме 135,1 млн. рублей, которая остается невостребованной на сегодняшний день.

Кроме того, в отчете отмечается, что ФНС России и ФКУ «ОДЕЗ ФНС России» не обеспечили выполнение функций заказчика-застройщика и соблюдения требования статьи 747 Гражданского кодекса в части своевременного предоставления земельного участка под строительство объекта «Административное здание для размещения 2-х инспекций Управления ФНС России по г. Москве», что не позволит закончить их строительство в 2013 году. Увеличение стоимости строительства этих объектов за 2008-2013 годы составило 440,7 млн. рублей.

Ущерб, причиненный Фонду РЖС при реализации инвестиционных проектов, составил 61,5 млн. рублей

В отчете аудитора Юрия Росляка представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, а также эффективности выполнения фондом возложенных на него функций в 2011-2012 годах и истекшем периоде 2013 года».

В отчете отмечается, что в настоящее время Фондом реализуется 141 проект комплексного освоения земельных участков в 41 субъекте Российской Федерации, общий расчетный объем жилья составляет 19,351 млн. кв. метров. Ввод жилья с момента создания Фонда составил 1,856 млн.кв. метров.

В 10 субъектах Российской Федерации Фондом реализуется 12 инвестиционных проектов на 28 земельных участках общей площадью 1831,90 га. По состоянию на 30 июня 2013 года Фондом приняты обязательства по обеспечению 69 земельных участков инженерной инфраструктурой на общую сумму 4, 31 млрд. рублей, на которых запланировано строительство не менее 3,5 млн. кв. м. жилья. Исполнение указанных обязательств составило 2,3 млрд. рублей или 54,2 %.

Проверкой установлено, что в 2011-2013 годах средства федерального бюджета в Фонд не направлялись. Доходы формировались за счет выручки от реализации прав аренды. Расходы Фонда в 2011 г. и 2012 г. составили 4,54 млрд. рублей и 4,53 млрд. рублей, соответственно. При этом основными статьями расходов Фонда являлись расходы на уплату налогов и сборов (41%), административно-хозяйственные расходы и расходы на содержание персонала (28%), расходы по реализации инвестпроектов в виде платы за подключение к инженерным сетям (24%).

В период 2011 и 2012 гг. на счетах Фонда числились остатки денежных средств, которые по состоянию на 1 января 2012 г. составляли 3,2 млрд. рублей, а на 1 января 2013 г. — 2,5 млрд. рублей, что соответствует 70,7 % и 65,7 % от полученной Фондом выручки за соответствующий год.

Кроме того, в отчете отмечается, что используемая Фондом форма инвестирования в виде внесения платы за подключение к сетям за застройщика при отсутствии должного контроля со стороны региональных органов власти не в полной мере обеспечивает целевой характер и эффективное использование средств Фонда организациями, реализующими инвестпрограммы.

Так, в рамках реализации инвестпроекта «Патрокл» (Приморский край) из 192,8 млн. рублей, перечисленных Фондом на счета ГУП «Приморский водоканал» в виде платы за подключение, непосредственно на мероприятия по подключению строящегося жилья израсходовано было всего 53,7 млн. рублей, или 27,8%.

Всего по трем инвестиционным проектам Фонда, реализуемым в Кировской области и Приморском крае, были выявлены нарушения, допущенные организациями коммунального комплекса, на сумму 259,3 млн. рублей, из которых ущерб, причиненный Фонду, составил 61,5 млн. рублей.

Summary

1 февраля 2014
PDF (0 Мб)

Рассмотрено Коллегией

1 февраля 2014
PDF (0.1 Мб)

Официальная хроника

1 февраля 2014
PDF (0.1 Мб)

Обложка

1 февраля 2014
PDF (0.1 Мб)