Бюллетень Счетной палаты №5 (май) 2019 г.

Назад
Назад
30 мая 2019
82 просмотра
Share
My default image

Особые экономические зоны не справились с задачей развития экспорта

Особые экономические зоны так и не стали двигателем российского экспорта. На внешние рынки товары практически не выходят, а остаются на территории ЕАЭС. В 2013-2016 гг. стоимостной объем продукции, направленной на экспорт, не превысил 8%. В 2013-2016 г. наиболее востребованной резидентами таможенной процедурой был реимпорт – другими словами, ввоз переработанной на территории ОЭЗ продукции в страны Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин. За этот период компании-резиденты ОЭЗ сэкономили на платежах свыше 27 млрд руб. Однако в 2017 г., после того, как под эту процедуру стали попадать только товары, полностью изготовленные из продукции ЕАЭС или оставшиеся в неизменном виде, произошел резкий спад деловой активности резидентов - ввоз продукции на территории ОЭЗ и вывоз товаров после переработки сократился более чем в 2 раза.

Счетная палата отметила недостатки реализации полномочий по первичному воинскому учету

Первичный воинский учет граждан в местностях, где нет военных комиссариатов, осуществляется военно-учетными работниками органов местного самоуправления. На сегодняшний день в этой работе задействовано 20,5 тыс. человек, ежегодно на эти цели выделяются субвенции в размере 2,5 млрд руб. При этом нормативы затрат на содержание военно-учетных работников и порядок расходования субвенций муниципальными образованиями не установлены. Проверка также выявила нарушения трудового законодательства в отношении работников, осуществляющих воинский учет. Так, в 54 муниципальных образованиях шести регионов среднемесячная зарплата такого работника оказалась ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Роспечать недобросовестно исполняет полномочия собственника федерального имущества

Роспечать ненадлежащим образом исполняет полномочия по осуществлению прав собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными предприятиями: не контролирует соблюдение законодательства руководителями подведомственных предприятий; не проверяет деятельность предприятий, находящихся в сложном финансовом положении; не организует мероприятия по повышению эффективности использования недвижимого имущества. Кроме того, на очень низком уровне построена кадровая работа с должностными лицами подведомственных предприятий. В ходе проверки были установлены факты, когда руководители предприятий или замещающие их лица не назначались более года. В результате отсутствие контроля создает условия для незаконного и неэффективного использования имущества, а также его утраты.

Подведомственные университеты Россвязи не участвуют в нацпрограмме «Цифровая экономика»

В ходе проверки подведомственных университетов Россвязи (СПбГУТ, СибГУТИ и ПГУТИ) Счетная палата обратила внимание на то, что они не участвуют ни в одном мероприятии национальной программы «Цифровая экономика», в том числе по профильному направлению «Кадры для цифровой экономики». Россвязь направляла предложения об участии своих подведомственных вузов в программе в Минкомсвязь и Минэкономразвития, однако они не были учтены. При этом, по мнению Счетной палаты, проверенные вузы обладают необходимыми компетенциями для участия в программе: они реализуют проекты по созданию центров компетенций цифровой экономики, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области связи и информационных технологий.

Сроки ввода перинатальных центров в эксплуатацию сорваны на 2 года

Сроки реализации Программы развития перинатальных центров нарушались на всех ее этапах. Работы по проектированию в полном объеме закончились только 7 сентября 2018 г. – на 4 года позже установленного срока. Затянулось и само строительство центров: их планировали сдать в декабре 2016 г., затем срок перенесли на декабрь 2017 г., а фактически завершили строительство только в 2018 году. В настоящий момент в эксплуатацию введены все 15 центров, генподрядчиком которых является госкорпорация «Ростех». Из них своевременно введено пять – в Башкортостане, Ингушетии, Дагестане, Оренбургской и Брянской областях. Нарушены сроки ввода по 10 перинатальным центрам, из них 6 – введены только в 2018 году. Одна из причин нарушения сроков - низкое качество первоначальной проектно-сметной документации, что повлекло внесение в нее многочисленных изменений.

Вопросы соцподдержки работников ликвидированных угольных предприятий недостаточно проработаны

В 2015-2018 гг. на мероприятия по реорганизации угольной промышленности было направлено 13,5 млрд руб. При этом вопросы социальной поддержки граждан недостаточно проработаны в документах стратегического и отраслевого планирования: не определены показатели численности получателей по направлениям соцподдержки, их динамика и прогнозная потребность в объемах финансирования. В ГП «Энергоэффективность и развитие энергетики» не установлены целевые показатели мероприятий по устранению негативных последствий реструктуризации отрасли и закрытия шахт. Отсутствуют законодательные нормы по определению порядка выплаты дополнительного пенсионного обеспечения, не издана методика по установлению норм выдачи пайкового угля гражданам, у которых кухни оборудованы растапливаемыми углем очагами.

Счетная палата проверила использование средств, направленных на обеспечение деятельности АНО «Русская Гуманитарная Миссия»

В 2016-2018 гг. Россотрудничество заключило с АНО «Русская Гуманитарная Миссия» 3 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета. Общий объем бюджетного финансирования составил 171,4 млн руб. На 1 октября 2018 г. расходы организации в рамках соглашений составили 146,6 млн рублей. Из них 46% было направлено на реализацию мероприятий АНО, 54% - на его содержание. По итогам проверки Счетная палата отметила положительный результат по отдельным мероприятиям, реализуемым АНО за счет субсидий из федерального бюджета. Это: создание классов русского языка в общеобразовательных учебных заведениях; установка солнечных батарей в Палестине; создание уголков русской литературы. В то же время проверка выявила отдельные нарушения при использовании субсидии. Например, АНО не ведет обособленный учет средств, полученных из федерального бюджета.

Росгеология в установленные сроки не выполняет обязательства по госконтрактам с Роснедрами

Росгеология не в полном объеме выполняет свои обязательства по госконтрактам с Роснедрами. Всего с 2015 г. Роснедра заключили с холдингом 234 госконтракта на 70,1 млрд руб. На конец 2018 г. завершены 108 контрактов на сумму 22,3 млрд руб., из них 10 - с нарушением срока. В итоге с учетом неисполненных обязательств 2018 г. Росгеология в 2019 г. должна выполнить работы на сумму свыше 20 млрд руб. по 126 госконтрактам. К нарушению сроков привели организационные недостатки с обеих сторон: в Роснедрах – при заключении договоров, в Росгеологии — при их исполнении. Так, на организационный процесс в среднем уходит 2-4 месяца, а на подготовку проектной документации и ее экспертизу - от 4 до 6 месяцев. В результате в первый год действия контракта исполнитель не может приступить к полевым работам в связи с наступлением неблагоприятного для этого времени года.


Строительство трассы от Владивостока до порта Восточный отстает от плана

Строительство трассы Владивосток-Находка - порт Восточный идет с задержками: за последний год отставание от графика увеличилось с 9 до 13%. На 1 декабря 2018 г. техническая готовность участка км 18+500 - км 40+800 составляла всего 35,6% при плане 49%. Основная причина нарушения сроков - некачественная проектно-сметная документация, на разработку которой потрачено почти 160 млн руб. Уже в ходе строительства в ней обнаружились серьезные технические и инженерные ошибки. В результате во время проведения работ произошло обрушение земляного откоса. Работы были приостановлены, а проектно-сметная документация направлена на повторную корректировку с дальнейшим прохождением госэкспертизы. Это привело к дополнительным расходам бюджетных средств в сумме 38,5 млн руб.