РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой на заседании Совета Федерации по вопросу о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые сенаторы!

Добрый день!

Предлагаемый на сегодняшнее рассмотрение закон характеризуется, по крупному, двумя традиционными изменениями, к которым можно отнести пересмотр практически всех параметров, которые были утверждены, на основе практически полного изменения показателей прогноза социально-экономического развития, и включение в федеральный бюджет на 2017 г. расходов, которые будут осуществлены в 2017 году, но во многом резервируются для исполнения мероприятий и обязательств 2018 года.

При этом, и Антон Германович (ред. Силуанов) об этом немного сказал, очевидно, что доходы федерального бюджета 2018 г. будут несколько больше, чем сейчас запланированы в предлагаемом законе, а расходы, как я уже сказала, некоторые будут перенесены на 2018 г., соответственно дефицит бюджета будет находиться в пределах 2%, может быть, меньше.

И одно нетрадиционное изменение, о котором тоже сегодня говорили все выступающие, – это реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом. Эта реструктуризация вкупе с дополнительным выделением в 2017 году бюджетных кредитов 19 регионам, которые наиболее закредитованы, и распределение сбалансированности на 2018 год, является, наверное, самым беспрецедентным решением по поддержке субъектов Российской Федерации за последние 13 лет.

В этой связи принципиально важным для регионов является сохранение и упрочение того уровня сбалансированности, который спрогнозирован сейчас на 2018 год. Залогом этого является, в том числе исполнение консолидированных бюджетов регионов до конца 2017 года, а также взятых ими на себя обязательств (это 72 региона) по выполнению соглашений о предоставлении дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Несколько слов о том, что сейчас происходит с бюджетами регионов и отдельные выводы по этой ситуации.

За 10 месяцев 2017 года бюджеты регионов исполнены с профицитом в 754,7 млрд руб. (причем 55,2% приходится на три региона - г. Москва, Московская обл. и С-Петербург). Этот профицит в 1,38 раза выше, чем профицит за аналогичный период прошлого года. Количество регионов, которые имеют дефицит сократилось на 10.

В структуре доходов бюджетов налоговые и неналоговые доходы занимают 84,2%. Это 9 месяцев прошлого года, их доля по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, то есть за 2 года, возросла на 1,9 процентных пункта, а доля безвозмездных поступлений сократилась на 1,9 процентных пункта, что в принципе свидетельствует о том, что в течение двух лет мы с вами избирали политику не увеличения дотаций и не закрепления доходов, а поддержи субъектов посредством бюджетных кредитов. Собственно поэтому и произошел такой перекос в пользу налоговых доходов самих субъектов.

Основными доходными источниками бюджетов регионов остаются налог на прибыль, доля которого тоже возросла в бюджетах регионов за 2 года на 0,3 п.п. и подоходный налог, доля которого сейчас оставляет за 9 месяцев 29,9% и возросла на 1,2 п.п.

Снижение на 8% складывается по подакцизным товарам, производимым на территории РФ. Причем снижение отмечается в 71 регионе страны, самое значительное в Кабардино-Балкарской Республике (в 2,1 раза). При этом эта республика на 1 октября имеет в структуре долговых обязательств долю от коммерческих кредитов в размере 78,5% и включена в проект распределения бюджетных кредитов до конца 2017 года.

Не происходит также и существенного изменения доли имущественных налогов. По-прежнему только на бумаге остается правило о необходимости компенсации федеральных решений, если они приводят к выпадающим доходам бюджетов регионов. Это тема, на которую в сегодняшних условиях нужно обратить особое внимание, поскольку мы теми решениями, которые приняли в пятницу фактически сбалансировали бюджет регионов на 2018 год.

Расходы. В расходах консолидированных бюджетов наибольшая доля приходится на расходы в сфере «Образования», «Социальной политики» и «Национальной экономики». На эти три раздела сегодня приходится 68% расходной части бюджета.

За прошедший период 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло сокращение по четырем разделам: «Здравоохранение», «СМИ», «Обслуживание государственного долга» и «Межбюджетные трансферты» (в пользу муниципальных образований). Безусловно, снижение на 12% расходов на «Обслуживание долга» является позитивным, поскольку это значит реструктуризацию долга от коммерческого в пользу бюджетного, который является менее дорогим. Но нужно обратить внимание на очень серьезное – на 42,9% - снижение расходов на здравоохранение, которое коснулось в консолидированных бюджетах регионов 84 регионов страны, только один регион не снизил. При этом в 20 регионах снижение практически более чем в три раза. Я хочу также обратить внимание, что по двум субъектам Российской Федерации на 1 октября 2017 года числилась задолженность по взносам на ОМС неработающего населения – это республика Ингушетия – 348,7 млн руб. и Волгоградская область – 618,1 млн руб. В связи с чем в октябре указанным регионам не перечислялись субвенции на оказание гражданам медицинской помощи в объемах соответственно 628,7 млн руб. и 1 млрд 854 млн руб. Сейчас Волгоградская область погасила долг перед Фондом обязательного медицинского страхования, соответственно, ей перечислили субвенцию, но при этом Ингушетия нарастила долг еще на один месяц и, соответственно, субвенция ей не перечисляется, а это ведет к росту задолженности медицинских организаций за оказанные услуги. В связи с этим обязательным условием дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений остается проведение работы по выверки реестров расходных обязательств регионов с последующим внесением изменений в федеральное и региональное законодательство.

Я также хотела бы обратить внимание на ситуацию с долгом. Он сокращается. Он сократился по сравнению с 1 января на 6% или на 141 млрд руб., но такой положительной выраженной динамики у нас нет по муниципалитетам. Муниципальный долг составил на 1 октября 354 млрд руб. Во втором полугодии его рост отмечен в 41 субъекте. Наибольший имеет место в Курганской области.

В структуре муниципального долга доля кредитов от кредитных организаций составляет 57,2%, у бюджетов регионов это уже 24,5%. Поэтому сейчас бюджеты субъектов и органы власти субъектов должны предпринять аналогичные усилия по проведению таких же программ реструктуризации, как проводит Федерация, только уже по отношению к местным бюджетам, чтобы ситуация со сбалансированностью местных бюджетов не ухудшалась, поскольку она влияет на общую сбалансированность консолидированных бюджетов регионов.

Спасибо, Валентина Ивановна.


Наверх