РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты Российской Федерации А.Л. Кудрина на пленарном заседании Совета Федерации «О Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Мы сегодня рассматриваем проект федерального закона на три года, и я хочу сразу начать, что, в общем, мы должны ориентироваться на прорывной бюджет и прорывную экономическую политику, ведь те цели, которые поставлены в Указе Президента, они очень амбициозны, они могут быть реализованы, только если будут мобилизованы все усилия нашей экономической политики, которая связана и с бюджетным процессом, и с регулированием, и с развитием институтов, и с защитой прав собственности для того, чтобы инвесторы себя чувствовали более уверенно. И только это, и доведение инвестиций до 25% ВВП, и другие шаги должны обеспечить реализацию этих целей.

Национальные проекты, конечно же, несут значительную часть нагрузки по выполнению этих национальных целей, и сегодня нам представлены серьезные цифры, но я назову сначала сами цифры нацпроектов. Если брать 12 нацпроектов, и условно 13-м мы считаем комплексный план по модернизации магистральной инфраструктуры, то общая сумма расходов на эти цели за 6 лет составит 26,5 трлн рублей: из федерального бюджета - 14 трлн, из региональных – 4,4 трлн, из внебюджетных источников – 7,8 трлн рублей. Если говорить о трех годах, которые мы сегодня рассматриваем, то на эти цели в федеральном бюджете запланировано, включая комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры, 5,7 трлн рублей на три года. Больше всего несут проекты: «Демография» – 517 млрд рублей; «Комплексный план инфраструктуры» – 323 млрд; «Здравоохранение» – 160 млдр.

А если брать с обратного конца – что меньше всего пока стоит в рамках этих нацпроектов - это проект повышения производительности труда – 7 млрд 140 млн рублей. После замечаний Счетной палаты на Совете по стратегическому аудиту, где мы обратили внимание, что в бюджет заложено на 1 трлн меньше, чем по паспортам нацпроектков. Ситуация изменилась к лучшему: сегодня эта разбалансировка пока между бюджетом и нацпроектами 380,8 млрд рублей, но и над этим надо еще продолжать работать.

В соответствии с принятым законом об особенностях исполнения бюджета Правительству даны полномочия по перераспределению средств сводной росписи внутри нацпроектов, причем на всю сумму нацпроектов. Я сразу об этом говорю, потому что это большие полномочия Правительства, они существенно превышают все ранее полученные Правительством поручения даже в условиях резервных фондов в период рецессии, и конечно, мы понимаем, что нацпроекты находятся в стадии доформировования, дошлифовки, и, конечно же, какие-то изменения в течение года придется вносить. Мы просили в наших предложениях на Комитете по бюджету в Думе ограничить объем перераспределения, хотя бы 20-30%, но Государственная Дума поддержала Правительство в рамках всей суммы.

Мы обсуждали на комитете в Совете Федерации этот вопрос, было отмечено, что, конечно, эти изменения будут проходить с учетом обсуждения в депутатских комитетах и комиссиях. Это, конечно, важный момент, но, тем не менее, полномочия Правительства сильно увеличены.

Как Счетная палата, мы будем внимательно следить за исполнением этих полномочий, особенно в перераспределении расходов нацпроектов, понимая, что это ключевые направления нашей работы.

В Заключении мы еще обращали внимание на то, что структура расходов в бюджетной системе на образование, здравоохранение, инфраструктуру, практически не изменилась. Вообще-то, рассчитывая на прорывные решения и цели, мы должны были бы увеличить расходы на такие передовые направления, как образование, здравоохранение, инфраструктура. Но, к сожалению, пока, в ближайшие три года, такого перераспределения не происходит. Я думаю, что это создает основание для сомнений в том, что нам удастся достичь прорывов и в области инновационности нашей экономки. Я пока говорю об этом с осторожностью, потому что, конечно, это не сводится только к бюджетным расходам. Но задач в области образования и здравоохранения у нас существенно больше. И мы, например, в сопоставимых условиях отстаем по объему финансирования этих отраслей от стран, которые добились существенно больше результатов в снижении смертности, улучшении системы инновационности своей экономики. То есть мы собираемся достичь тех же показателей, не увеличивая расходы в этих направлениях в отношении к ВВП.

Кроме того, сама система управления нацпроектами остается достаточно сложной. Нацпроекты – не структурный компонент бюджета, он аналитически сводит те расходы, которые будут реализовываться через государственные программы.

Например, нацпроект «Цифровая экономика» будет реализовываться через 10 государственных программ в бюджете, «Демография» - через 8 государственных программ, «Экология» - через 7, «Образование» - через 5. А, например, одну госпрограмму будет реализовывать сразу 6 нацпроектов. Мы считаем, это сверхсложная, очень запутанная система управления национальными целями и проектами. Она очень расфокусирует ответственность и требует совершенствования. Надеюсь, сегодня об этом будет говориться на Президиуме Госсовета. Я знаю позицию ряда министров и особенно региональную позицию.

Полноценный мониторинг реализации нацпроектов мы не сможем сразу начать с начала года, поскольку 75% показателей нацпроектов не наблюдаются статистически или требуют специальных методик. Поэтому мы будем следить за их подготовкой и своевременным утверждением.

Конечно, серьезной новацией является создание Фонда развития. Конечно, нужно отследить, как он будет тратиться. Мы это будем делать.

Есть, конечно, риски в исполнении доходов, например, по дивидендам. Если мы дивиденды будем оценивать по практике предыдущих лет, то мы 1,3 трлн недосчитаемся.

Спасибо!

Наверх