РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина на пленарном заседании Госдумы по вопросу о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"

Уважаемые коллеги! Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Счётная палата представляет заключение на проект закона и представленный законопроект, конечно, является промежуточным, но и предопределяет в значительной степени результаты исполнения в этом году.

Очень коротко об изменении прогноза макроэкономического. Сохраняются темы роста 1,3 процента при небольшом росте номинального объёма ВВП. Но напомню, что в I квартале у нас рост составил 0,5 процента, что отстаёт пока от прогноза и тем самым пока у нас есть риски выхода на запланированный объём роста. Вы помните наш прогноз, который я озвучивал? Около 1 или ниже процента будет рост.

Также оптимистичным предполагается прогноз темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения на уровне 1 процента. С учётом того, что в I квартале реальные доходы населения снижались на 2,3 процента, достижение планового показателя будет проблематично.

Представлен более реалистичный план, чем изначально, по показателю численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Но мы все очень беспокоимся по поводу того количества населения, которое проживает ниже уровня прожиточного минимума, это те люди, которых мы называем бедные, это та черта бедности и, конечно, сегодня о ней много говорим, она беспокоит всех и президент поставил задачу к 2024 году в 2 раза снизить уровень бедности. И сегодня, на конец прошлого года, количество бедных у нас составляло 13 процентов от всего, от всей численности населения это составляло 18,9 миллиона человек, это очень большая цифра.

В этом году в рамках прогноза предполагалось сократить численность бедных до 10,5 процента, но сейчас в обосновании этого проекта бюджета показано, что берется более реалистичная цифра 12 процентов, это тоже немало, это на 1,5 миллиона сократить за год численность бедных, но, конечно, этой цели добиться очень сложно, если реальные доходы не растут и отстают от прогнозных показателей.

Сохранена цифра прогноза по цене на нефть 63,4 доллара за баррель, хотя она с начала года пока выше, 66 долларов за баррель, я предполагал, что она будет еще выше, но сейчас считаю, она достаточно близка к будущим прогнозным показателям.

В соответствии с законопроектом доходы увеличиваются на 205,6 миллиарда рублей, расходы увеличиваются на 256,5 миллиарда рублей, профицит снизится на 50,9 миллиарда рублей, не нефтяной дефицит снизится незначительно с 6 до 5,9 процента, что говорит о том, что бюджетные доходы и параметры находятся в зоне безопасности и стабильной финансовой устойчивости.

Увеличение прогноза по не нефтяным доходам связано с налогом на прибыль организаций и роста НДС. На уменьшение прогноза поступления не нефтегазовых доходов влияет изменение законодательства, как здесь Антон Германович уже говорил.

В представленных к законопроекту материалах отсутствуют расчеты по 160 видам доходов. Мы неоднократно обращали внимание, что все-таки при прогнозе, при планировании бюджета и при изменении бюджета нужно делать все расчеты по доходам на сумму, по сути, вот эти 160 видов доходов на сумму 1 триллион 104 мы не имеем обоснования. Это, по сути, 5,5 процента общего объёма доходов бюджета.

В расчёте НДС применён более низкий уровень собираемости, не буду дальше на этом останавливаться, конечно, жаль, когда меняется в сторону снижения уровень собираемости. Законопроектом предусмотрено снижение на 144 миллиарда прогноза поступления дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, и в результате это составит 443 миллиарда рублей.

Я напоминаю, что мы как раз сомневались при утверждении бюджета, это в первоначальной цифре прогноза по дивидендам, но я высказал предложение, что если правительство уверено, то оно должно и защищать эту цифру. Но правительство стало сейчас отступать от этой цифры уже на 144 миллиарда. Но мы считаем, по Счётной палате, что еще 78 миллиардов пока в зоне риска по сбору дивидендов. Но у Росимущества еще меньше прогноз. В целом по всему комплексу доходов, с учётом плюсов и минусов, мы считаем, что прогноз Министерства финансов абсолютно адекватный.

По расходам, как было сказано, они увеличатся на 256,5 миллиарда рублей в пределах увеличения поступлений ненефтегазовых доходов. При этом по части из этих расходов обоснования мы пока не видим. Одновременно законопроектом, по предложениям главных распорядителей, производится перераспределение расходов порядка 170 миллиардов рублей.

Существенно уменьшаются расходы по обслуживанию государственного и муниципального долга – на 33 миллиарда, по социальной политике – на 14 миллиардов. Увеличение, наоборот, предполагается по национальной экономике на 91 миллиард рублей, по межбюджетным трансфертам – на 72 миллиарда рублей, по ЖКХ – на 51 миллиард рублей. Предполагаемые изменения практически или существенно не меняют структуру федерального бюджета.

Хотел бы обратить внимание на Фонд развития. Вы помните, при утверждении бюджета много об этом говорили, и он является частью федерального бюджета, на него специально были увеличены заимствования на полпроцента ВВП. Вместе с тем порядок расходования не определён, хотя Минфин на комитете сказал, что они имеют право его сейчас уже расходовать в нынешнем виде, тем не менее, я обращаю внимание, был запланирован в перечне нормативных актов специальный пункт утверждения данного порядка. Законопроектом предельный объем Фонда развития предусмотрен 436,9 миллиарда рублей, но раздельного учета не предусмотрено средств Фонда развития в разделе "Коды бюджетной классификации".

Счётная палата уже отмечала, что расходы, предусмотренные за счет Фонда развития, не классифицированы, их аналитическое распределение не представлено и мониторинг затруднен. Давайте как-то разберемся, или он есть в бюджете, или его у Фонда развития нет. То есть сейчас мы даже не можем вам представить, как он расходуется, хотя ему отводилась существенная роль в поддержке экономического роста. Если вы помните, даже говорилось о так называемой инфраструктурной ипотеке. Сейчас следов в бюджете по нему мы даже не находим.

Законопроектом предусматривается изменение финансового обеспечения реализации 40 государственных программ на 206 миллиардов рублей. Ну, самое большое увеличение это транспортная система – 78 миллиардов рублей. Как я уже говорил, межбюджетный трансферт – на 60 миллиардов. При этом по состоянию на 1 июня показатели сводной росписи по госпрограммам увеличены на 790 и 60 миллиардов, что осуществлено в рамках полномочий правительства. Поэтому общие изменения, которые мы сегодня видим с учетом тех, которые осуществляет правительство в рамках своих полномочий, это практически триллион рублей.

По мнению Счётной палаты, предлагаемые изменения по ряду госпрограмм могут привести к изменению отдельных показателей. Однако все эти изменения не сопровождаются изменением показателей государственных программ, за исключением одной программы - по социально-экономическому развитию Калининградской области.

Я еще раз подчеркиваю, что нам, в конечном счете, нужно вернуться к планированию бюджетов, к планированию расходов по результатам и всегда сопоставлять предлагаемые изменения с целями показателей. Потому что мы существенно наращиваем расходы по целому ряду направлений, но не сопровождаем изменением соответствующих показателей в сторону увеличения или сторону уменьшения.

Ряд предлагаемых изменений ассигнований сформулирован без учета анализа уровня исполнения расходов. У нас по целому ряду направлений, где расходов или минимальное исполнение, или совсем нет исполнения, тем не менее предлагается увеличение расходов.

Планируемое увеличение бюджетных ассигнований на предоставление взносов в уставные капиталы при наличии значительных остатков неиспользованных средств свидетельствует о рисках неполного освоения. Я не просто сегодня это фиксирую, мы подготовим специальный доклад и справку по неиспользованным ресурсам на балансах тех предприятий, в которые вкладываются наши вот эти ресурсы в виде субсидий и вложений в уставные капиталы.

По ФАИП перераспределяется 9,9 миллиарда рублей на мероприятия, не готовые к началу строительства. А на 1 июня общий объем ассигнований на неготовые к началу строительства ФАИП составляет 116 миллиардов рублей. Это опять риски будущего неосвоения, потому что уже практически середина года.

Я буду завершать. На межбюджетные трансферты, как я говорил, 124,9 миллиарда. Я положительно оцениваю предложения, которые были сказаны, что досчет налога на прибыль увеличивает те ресурсы, которые получит субъект Российской Федерации. Спасибо.

Наверх