РУС ENG 

Выступление Алексея Кудрина на ПМЭФ-2019 День третий: Доверие через открытость

Алексей Кудрин выступил на публичных дебатах «Открытое государство в цифровой реальности: мониторинг национальных целей» в рамках ПМЭФ2019. В отличие о привычных сессий форума, в дебатах участвовали 2 команды, в которые входили и чиновники и эксперты. Одну возглавил Алексей Кудрин, вторую - Максим Орешкин, Министр экономического развития.

Стенограмма выступлений Алексея Кудрина:

Часть 1

Конечно, на всю нашу жизнь очень серьезно влияет работа государства. Мы платим налоги и считаем, что государственная система умело их использует для наших благ. Но обратная связь не всегда достигается: мы не всегда видим, что власть работает в интересах людей. Вот государство, власть ради людей, для людей – это главная цель, на которую работает открытость.

У нас есть проблема эффективности государственного управления, выбора решений, у нас есть проблема коррупции. Я считаю, что если мы введем лучшие мировые практики, которые используются по открытости, открытым данным, то минимум на 50 % мы с коррупцией справимся. С той самой тайной миллиардной, триллионной коррупцией. Другие эксперты, с которыми я говорил, говорят, что даже еще больше. То есть, вообще, это действенный механизм повышения эффективности власти и борьбы с коррупцией.

Но когда мы даем элементы открытости, мы тем самым увеличиваем, мультиплицируем количество контролеров, то есть каждый может обсуждать, что купили, за какие средства, достигнута ли цель.

Вообще, когда я уходил из Министерства финансов, мы внедрили так называемый программный бюджет. Цель была – увязать деньги с целями, с результатами. Формально, вы откроете государственную программу, и увидите, что там так собственно и спланировано. Но реально такой связки не удалось провести. Реально госпрограммы, как связь денег и результата не работают.

В понедельник поправки будем в комитете по бюджету обсуждать, и там увидим, что добавляются деньги на любые госпрограммы, но никто не обсуждает, ни как их уменьшить, ни увеличить. То есть, это своей жизнью живет. Нам не удалось реализовать эту систему в России.

Счетная палата для себя видит миссию это продвинуть. И, конечно, заход на наши сайты, будь то нацпроекты, будь то государственные программы, показывает, что там данные не обновляются. И мы не можем полную картину получить.

Тоже самое с нацпроектами. Нацпроекты должны быть для людей, но это среза сейчас в общем-то никто не чувствует. Я вижу три шага, которые мы должны осуществлять на этом пути, они системные, не только ради нацпроектов, но нацпроекты – первый наш фокус. Это обеспечить полноту информации и этих баз данных, которые дают министерства, расширить ее. Вообще-то, есть законодательство. И сегодня министерства не выполняют законодательство по открытости.

Счетная палата станет аудитором открытости министерств и ведомств в части выполнения действующих норм и законодательства в этой сфере. Плюс, мы будем, конечно, пытаться расширять это. Мы будем проверять качества баз данных. Вообще, с ними иногда невозможно работать.

Второй шаг – это понятным языком писать все наши шаги, наши законы, наши проекты излагать. Был хороший опыт, когда законопроекты выставлялись на дискуссию. И потом обратная связь осуществлялась. Сейчас это практически прекращено. Мы стали писать свои документы более понятным языком.

Третий шаг – это открытый диалог. Конечно, эта обратная связь должна иметь разные форматы. Ответы на вопросы министерств и ведомств. Этот отчет, который у вас на руках, одним из тестов имел заход на все сайты под видом граждан, и получение ответов. Меньше половины ответили. То есть, не работает эта система. Но диалог должен быть.

Часть 2

В законе о Счетной палате в преамбуле сказано, что участие граждан в управлении в нашей стране в том числе реализуется путем создания Счетной палаты, палат парламента.

Мы считаем, что мы миссия парламентского контроля в том плане, что в конечно счеты мы хотим отражать интересы избирателей. Чтобы я здесь отметил в ходе нашей дискуссии, среди всех, которые я записывал, мне понравилось несколько. Я на них обращу внимание. Конечно, это отсутствие открытости создает дефицит доверия к власти. И сегодня оно на самом низком уровне. Мы попали в самую кризисную точку формирования доверия к власти. Поэтому то, что мы сегодня проводим эту панель, мы инициировали путем написания соответствующего доклада, Счетная палата, но спасибо Максиму Орешкину, который отозвался со своими представителями, специалистами, командами, начать этот серьезный разговор. Мы сегодня кое-какие меры запланировали.

Второе, про разумный консерватизм. Было сказано про эволюционизм или эволюционное развитие методов, то есть скорость эволюционного развития должна измениться. В этом смысле мы тоже сегодня поговорили, что должно измениться измерение того, как быстро это нужно делать.

Третье, много данных должно быть доведено до муниципального уровня. Очень четко прозвучало, когда мы не имеем этого среза по ключевым вопросам, мы не можем принимать серьезные управленческие решения. Я считаю, что эта наша миссия дать открытые данные до муниципального уровня. Тогда это будет востребовано гражданами, они увидят себя там.

И еще, может быть, последнее – нет монополии на институт, который дает окончательные достоверные данные. Это все-таки разные институты могут давать свои какие-то данные, экспертное сообщество должно их тоже анализировать. То есть здесь нет монополии. Конечно, есть ответственное федеральное ведомство, но все мы будем участвовать в анализе и подвергании и некоторой критике, и сомнению и методы, и качество данных и проверять их тем самым. То есть мы будем работать в достаточно конкурентной среде.

Наверх